Дообский маяк

Адрес: Краснодарский край, муниципальное образование Геленджик, село Кабардинка, мыс Дооб ---
Стоимость: Закрыто для посещения


Описание

Маяк на мысе Дооб (Дообский маяк) – действующий навигационный ориентир, который имеет более чем 100 летнюю историю. Первоначальное сооружение было уничтожено в 1942 году, современный маяк построен в 1950 году.

В связи с тем, что маяк является действующим попасть в него нельзя, территория вокруг маяка огорожена, посмотреть на него можно лишь со стороны.

История Дообского маяка

Как и все маяки Дообский маяк служит для навигации кораблей, даже в XXI веке с учётом наличия спутниковых навигационных систем маяки продолжают использоваться:

  • спутниковая навигация может отказать;
  • корабль может потерпеть крушение и в таком случае свет маяка может быть использован членами команды для определения, где находится берег;
  • так как маяки всегда располагаются на наиболее высоких точках у берега, то они подходят для размещения оборудования для связи.

История маяка на мысе Дооб началась к тот период, когда началось активное освоение черноморского побережья Кубани, то есть в XIX веке.

Место для строительства маяка было выбрано с учётом нахождения в Новороссийске порта (начал работу с 12 сентября 1838 года) и дальнейшего развития судоходства в данном районе Чёрного моря, а также назначение на должность Главного командира флота и портов Черноморского флота вице-адмирала Николая Андреевича Аркаса, который сыграл большую роль в возрождении Черноморского флота и маячного дела.

Инженером ответственным за строительство Дообского маяка был назначен Павел Александрович Самойлов (руководил строительством и других маяков на черноморском побережье).

Дополнительная информация

Строительство маяка было начато в 1875 году, но в 1877 году началась русско-турецкая война, в 1878 году война окончилась победой России и строительство маяка было продолжено.

Маяк начал работу в 1879 году, с этого момента Дообский маяк начал выполнять свою функцию, но с ходом времени оборудование, которое на нём было установлено, устаревало, поэтому маяк несколько раз подвергался реконструкции.

Рассмотрим поэтапно строительство, реконструкции маяка и его современное состояние:

1 этап: строительство (1875-1879 годы) – к началу русско-турецкой войны была возведена восьмигранная башня, высота которой составила 18 метров, а также были возведены все служебные постройки. После начала войны недостроенный Дообский маяк использовался как наблюдательный пост (дальность обзора составляла примерно 20 морских миль или 37 километров), для связи был оборудован телеграфный пункт.

После окончания войны маяк был достроен, в качестве светового прибора был использован диоптрический световой аппарат французской фирмы «Барбьер и Фенестр».

Сложности строительства и задержки были вызваны не только русско-турецкой войной, но и:

  1. Строительные материалы пришлось завозить из Керчи (кроме песка, воды и глины).
  2. Диоптрический световой аппарат не был изготовлен вовремя (по этой причине маяк принимали без него).

2 этап: реконструкция (1915, 1932, 1934 годы):

  • 1915 год – на мысе начала работу радиостанция;
  • 1932 год – начало работы радиомаяка;
  • 1934 год – модернизация осветительного прибора Дообского маяка.

3 этап: Великая Отечественная война (1942-1944 годы) – в 1942 году гитлеровцы прорвали оборону Новороссийска и в связи с тем, что маяк является важным объектом обеспечивающим судоходство и в то же время хорошим наблюдательным пунктом, по этой причине по приказу командующего фронтом, маяк на Дообском мысе было принято взорвать, чтобы фашистские войска при захвате мыса не могли использовать его в своих целях.

В 1943 году на месте взорванного маяка был установлен прожектор, который позволял освещать противоположную бухту (район Мысхако) где располагались батареи гитлеровских войск.

При подготовке к освобождению Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков на том месте, где располагался маяк был установлен один из створовых огней (обычно останавливается несколько, используются для облегчения прокладывания курса в фарватере гавани).

1944 год – после освобождения Новороссийска на месте Дообского маяка была установлена металлическая конструкция с фонарём, которая частично заменяла маяк.

4 этап: восстановление маяка и современный период (с 1947 года) – восстановление маяка началось в 1947 году, первоначально заработал радиомаяк, в 1950 году был принят новый маяк.

Новое здание маяка так же представляет из себя восьмиугольное здание, но высота маяка изменилась, он стал выше – 23 метра.

С момента своей второй постройки Дообский маяк также несколько раз проходил модернизацию:

  • с 1974 года маяк оборудован автономным дизель-генератором;
  • в 1980 году КРМ-50 заменён на КРМ-100;
  • оснащён радионавигационной установкой и наутофоном – используются для оповещения проходящих кораблей в период плохой видимости.

На сегодняшний день Дообский маяк:

  • светит белым проблесковым светом;
  • дальность видимости: 20 миль (или 37 километров);
  • адмиралтейский номер: Е5636;
  • характеристика: Пр(3)16.5 сек.

Дообский маяк как достопримечательность Кабардинки

С учётом того что маяк действующий на его территорию доступ запрещён, поэтому посмотреть на него можно только со стороны.

Здание XIX века уничтожено и даже с учётом, что современное здание является его копией, но это лишь копия.

Как туристическое место Дообский маяк и место для посещения не особо подходит.

Дообский маяк в Кабардинке не является исторической достопримечательностью, но при этом он сыграл решающую роль в морской истории региона. Несмотря на свой возраст и проблемы, с которыми он столкнулся, маяк продолжает обеспечивать безопасность для судов, плавающих по Чёрному морю.


Время работы

Закрыто для посещения

Стоимость посещения

Закрыто для посещения

Как добраться

Добраться до маяка можно:

  1. Личным транспортом.
  2. На маршрутке 31 – остановка Маяк.
  3. Пешком – от центра Кабардинки примерно 3,5 километра (двигаться по улице Мира в сторону моря, далее по улице Черноморской).

Координаты

44.62733775430833,37.910405060850046


Еще нет отзывов о "Дообский маяк"